Игорь Шлендов: «Зачем метро нужен «Штурман» — pesto-cafe

Начальник службы подвижного состава рассказал об особенностях работы в метрополитене

Машинист поезда метрополитена на перегоне в тоннеле является, по сути, единственным человеком, отвечающим за безопасность пассажиров. Для информации: в час пик один состав перевозит примерно 1700 человек. У нас строгий отбор людей при приеме на работу и такое же строгое последующее обучение. В подготовку каждого машиниста мы вкладываем большие финансовые ресурсы.

Мы прорабатывали вопрос использования автоматизированных систем помощи машинисту. Многие путают, считая, что это системы контроля. Нет, это устройства, призванные помочь машинисту, например, предотвратить засыпание, вовремя разбудить, чтобы он не проехал светофор.

Все началось с комплексов АСПО (автоматизированная система предрейсового осмотра), разработанных компанией «Системные технологии». Это оборудование измеряет 40+ параметров состояния здоровья человека. То есть каждый машинист, заступая на смену, проходит комплексное медицинское обследование: температура, давление, чек-тест на отсутствие следов употребления алкоголя, также определяется его психоэмоциональное состояние. Никто из нас не лишен эмоциональных переживаний, которые влияют на самочувствие человека и его способность адекватно оценивать происходящее. С 2016 года мы начали эксплуатацию системы проверки состояния машиниста во время работы. Это система онлайн-мониторинга «Штурман», разработанная той же компанией.

Общее время работы системы к настоящему времени составляет 51 тысячу часов. Суммарное время работы бортового оборудования – более 3,1 миллиона часов. Каков главный результат использования «Штурмана»? Увеличение времени нахождения машиниста в оптимальном рабочем состоянии. В 1,5-3 раза снизилось время нахождения сотрудников в состоянии пониженного внимания из-за фактора монотонии (состояние, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий).

Мы постоянно совершенствуем систему – создана совместная рабочая группа с разработчиком. Уже в следующем, 2022 году мы ждем новую версию, которая выйдет в нескольких модификациях и формах. Важно отметить, что и текущая версия, используемая сейчас в Петербургском метрополитене, по нашему мнению, не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Ключевой фактор: система решает свою задачу – предотвращает опасные ситуации. Опыт использования показывает, что она не только повышает безопасность, но и влияет на отношение машинистов к работе, к себе, к режиму труда и отдыха. Скажем, у человека сложные семейные обстоятельства, не выспался, и во время работы он может провалиться в сон. Система помощи машинисту «Штурман» не позволит ему заснуть и совершить критическую ошибку. Наши пассажиры могут быть уверены, что их поезд ведет здоровый, трезвый, психически уравновешенный человек.

Источник: spbdnevnik.ru