Каждый платит за себя

Сроки начала либерализации ОСАГО несколько двинулись – с конца лета, как анонсировалось вначале, на осень. Предпосылки данной корректировки чисто технические: Минюст не успевает зарегистрировать пакет документов, приготовленный Банком Рф и одобренный проф обществом – как страховым, так и автовладельцев.

Запланированные на наиблежайшее время  новации в сфере ОСАГО – это 1-ый шаг масштабной реформы отрасли, которая закончится, по подготовительным расчетам, в 2020-2025 годах. Основной ее план и основная цель – либерализация тарифов, позволяющая «персональную настройку» цены полисов.

На  первом шаге либерализации страховые компании получат возможность маневрировать в рамках установленных Банком Рф базисных тарифов по ОСАГО: речь о так именуемом расширении тарифного коридора на 20% в обе стороны, как ввысь, так и вниз. Страховщики получат инструмент, позволяющий поощрять дисциплинированных водителей, снижая для их стоимость полиса, и «наказывать рублем» безответственных лихачей, собственной рисковой манерой езды представляющих опасность для окружающих.

Предпосылкой для  либерализации ОСАГО стала невозможность в рамках работающих правил дифференцировать тарифы для различных категорий водителей. По формальным признакам, регулируемым в главном по шкале «возраст/стаж», стоимость полиса может оказаться схожей как для юнца, торпедой рассекающего по тротуарам, так и для законопослушного джентльмена.

Из-за усредненности, уравниловки в тарифах страховые компании терпят убытки. По оценкам ЦБ, лишь в прошедшем году страховщики утратили на ОСАГО 15 миллиардов рублей. И если кто-то считает, что эти убытки – задачи только страховых компаний, то глубоко заблуждается. Эти утраты рикошетят по всем автомобилистам: чтоб покрыть убытки от выкрутасов лихачей, страховщики обязаны наращивать тарифы – для всех поголовно; а из неких особо отличившихся регионов компании просто уходят – и у законопослушных водителей появляются суровые трудности с приобретением полиса.

Большая свобода в рамках определяемого регулятором тарифного коридора дозволит страховым компаниям индивидуализировать стоимость полиса для разных категорий водителей. «Обычное равномерное увеличение тарифной перегрузки на всех водителей будет заменено методом, согласно которому нарушитель правил либо начинающий шофер получит тариф, больший, чем на данный момент, а осторожный шофер с огромным стажем – наименьший, — разъясняет Президент Русского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. — Это дозволит восполнить издержки по рисковому сектору, при всем этом отличные водители не будут платить за нехороших».

К моменту окончания реформы ОСАГО  тарифы должны стать полностью вольными, персональными. «Либерализация ОСАГО  приведет к отказу от практики установления тарифов по неадекватному принципу «общей температуры по поликлинике», — уверен автоэксперт Игорь Моржаретто. – Она дозволит учесть личный опыт и стиль вождения, повысит личную ответственность автовладельцев». Другими словами, любой станет платить сам за себя, а не за того парня, вообразившего себя Шумахером.

Курс на либерализацию вызывает у неких водителей и определенные ужасы: дескать, тарифы будут  изменяться в единственном направлении – в сторону увеличения. Опыт государств, прошедших в свое время через идентичные с нашими задачи в автостраховании и выбравших механизм либерализации тарифов, указывает, что эти опаски лишены основания.

Конкурентность становится тем рыночным ограничителем, который перекрывает немотивированный рост тарифов. Так, в Германии переход к вольным тарифам, начавшийся в 1994 году, сначала привел к некому повышению среднего размера премии,  но в предстоящем она начала понижаться. Из наиболее близкого нам опыта: по пути либерализации ОСАГО пошли Польша, Эстония, Литва, Латвия, Венгрия,  где опосля короткосрочного маленького роста тарифов  в границах 10-15% цены на полисы автострахования снизились и стабилизировались.

«Мы желаем, чтоб полис ОСАГО был легкодоступным для всех и дешевеньким, но чтоб при всем этом механизм ценообразования был экономически обоснованным. Потому мы отстаиваем позиции либерализации», — показывает Президент РСА.

Источник: russia-on.ru