Когда ждать Петербургу летающие и ездящие тарелки — pesto-cafe

Семь лет назад беспилотник впервые в России доставил пиццу

Серым улицам Северной столицы красок в непогоду добавляют курьеры, доставляющие еду, в яркой униформе. Так было не всегда. И будет тоже. Себестоимость доставка еды роботами стала сопоставима с расходами логистических компаний на курьеров. Вот только ни квадрокоптеров с едой в небе, ни беспилотных роверов на тротуарах пока не видно. «Петербургский дневник» узнал, почему и когда их ждать.

ПЕРВАЯ ПИЦЦА ШТРАФОМ

Семь лет назад беспилотник впервые в России доставил пиццу. Это было в Сыктывкаре, республике Коми, где располагается головной офис «Додо пиццы». А дрон для доставки предоставила компания «Коптер Экспресс Технологии». Именно им за «нарушение правил перевозки грузов и использования воздушного пространства» потом местный судья выписал штраф в 50 тысяч рублей. Вышестоящий суд наказание отменил, но пиццу в России больше по воздуху не доставляют.

«Изначально наша компания не занималась доставкой продукции. Это был проект с «Додо пиццей». Мы, по договору с ними, в течение месяца доставили сто пицц», — рассказал генеральный директор «Коптер Экспресс Технологии» Олег Понфиленок.

Первый российский запуск сервиса доставки продуктов с помощью дронов так и остался пилотным, тестовым. И в этом он не стал исключением из мирового тренда. За месяц до взлета квадрокоптера в Сыктывкаре беспилотник в Мумбаи приземлил пиццу прямо в руки клиенту, стоявшему на крыше 21-этажного здания. Клиент на поверку оказался знакомым гендиректора Francesco’s Pizzeria, устроившей еде полет, а сам полет — тестовым. Индийская полиция, что примечательно, потом также требовала у организаторов воздушной доставки разрешение от ведомства гражданской авиации. За год до него демонстрационное передвижение по воздуху коробке с пиццей устраивала американская сеть Domino’s Pizza. Ни в США, ни в Индии, ни в России, как показало время, роботы еще не заменили курьеров.

ЗАКОНЫ И ПОРТЫ

Отсутствие массового появления квадрокоптеров с едой в воздушном пространстве мегаполисов Понфиленок связывает в первую очередь, с нынешними законами.

«Если говорить о крупных городах и их центров, то мешает регулирование. И это не только в России, но и других странах. Над Москвой, вообще, запрещены полеты. А чтобы получить разрешение, нужно ждать до пяти дней», — объяснил он.

С технологиями, как добавил Понфиленок, проблемы нет. Экономически тоже. Если в 2014-ом году себестоимость доставки одного заказа с пиццей составляла около полутора тысяч рублей, то сейчас она меньше 100 рублей, по оценке собеседника. Но это в случае, если готова вся наземная инфраструктура.

«Проблема в местах посадки. Нужны площадки — порты, дронпойнты — и так далее. А это дополнительные затраты», — заметил он.

Земля дронам-доставщикам нужна, чтобы выгрузить заказ и поменять, либо зарядить батарею. Технически, как добавил Понфиленок, груз можно спускать с помощью троса, как это делали в Сыктывкаре семь лет назад. Но и наличие троса не избавляет от требования хотя бы площадки.

«Вы же не захотите, чтобы вашу посылку в лужу опустили. Должна быть сухая, ровная поверхность», — добавил он.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

При разработке правил полета в России и Европе, как полагает собеседник, смотреть законодатели будут, прежде всего, на опыт в США. По оценке Понфиленка, сначала воздушная доставка появится в городах, численность населения и значимость которых не обременяет их особыми статусами полетов. В России это не Москва, и не Петербург, а «условная Балашиха».

«Мой прогноз заметную долю — на уровне 1 процента — доставки дроны в таких городах займут не раньше 2030 года. Все туи все зависит не только от экономики», — полагает он.

К 2030-ому году кампанию дронам в воздухе, как ожидает Понфиленок, могут составить и первые аэротакси. А вот масштабное присутствие их в небе, по оценке аналитиков, ожидается к 2050 году.

«Не надо думать, что город не изменится и останется таким же, только вместо машин на дорогах будет летать аэротакси. Конечно, нет. Все будет меняться вместе со средой обитания человека, изменится и архитектура, и дороги, появятся новые города», — добавил он.

Но это все будет потом. Сначала, как прогнозирует Понфиленок, придет воздушная доставка. А причина — экономическая. Мелкий груз — еду, девайсы — при появлении инфраструктуры дешевле будет доставить коптером, чем посылать отдельный автомобиль или идти пешком.

ДВИЖЕНИЕ СНИЗУ

Если в небе, по прогнозу Понфиленка, доставка еды будет предшествовать появлению машин, то на земле уже все наоборот. С декабря 2020 года в Москве у двух станций метро заказы развозят роботы, управляемые той же технологией, что и беспилотные автомобили. Точнее, не роботы, а роверы. Так их называют в «Яндексе».

«Сейчас в нашем флоте около 40 роверов, но их число постоянно растет. Семь из них работают в Иннополисе, шесть разъехались по зарубежным локациям. Основная часть занята доставками, несколько роботов используются для тестирования», — рассказала представитель пресс-службы «Яндекса» Юлия Швейко.

Технически доставку ровер может заказать любой пользователь приложения «Яндекс.Еды», если беспилотник работает недалеко. В сервисе нужно просто передвинуть ползунок под предложением хочу «Яндекс.Ровер». Следом в ресторане или кафе в беспилотник загрузят заказ, а затем он сам найдет путь до клиента. По дороге ровер остановится на красном сигнале светофора, по газону не поедет, людей сбивать не будет, машины пропустит на переходе, а ямы и препятствия — объедет.

«Управляет роботами та же технология, что и беспилотными автомобилями «Яндекса», — объяснила Швейко. — Она была адаптирована для новой платформы с немного другой динамикой движения. Например, роботы оборудованы такими же сенсорами, что и автомобили, а значит, могут переиспользовать те же модели для распознавания объектов, к тому же обученные на миллионах километров, которые проехали наши автомобили. Благодаря этому роботы могут успешно работать даже в плохую погоду. Переиспользуются и многие другие компоненты программного обеспечения, отвечающие за определение местоположение, предсказание и планирование маршрута».

По затратам доставка роботами уже стала сопоставимой с курьерской. Но сами роботы, как добавила Швейко, сейчас находятся «на стадии активной разработки и прототипирования».

«Они собираются небольшими партиями, могут различаться по комплектации, а конструкция постоянно совершенствуется. Более детальное сравнение стоит проводить уже после перехода к массовому производству», — рассказала она.

Пока роверы в Москве развозят еду «в пределах пары километров от ресторана или магазина». И уже доставили 8500 заказов. На работе только в столице Яндекс не планирует останавливаться.

«В планах компании расширение зон доставки, как в Москве, так и в других городах, в том числе за пределами России. География будет расширяться по мере роста флота», — заверила Швейко.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий