Малую авиацию в России планируют «выпустить на свободу» — pesto-cafe.ru

Эксперты считают, что это приведет к катастрофе

В Государственной думе РФ предлагают «выпустить на свободу» так называемую малую авиацию, что в теории должно подстегнуть развитие отрасли. Между тем профессиональные авиаторы предрекают новые катастрофы.

Профессиональное авиационное сообщество всколыхнула новость о возможных изменениях в работе так называемой малой авиации. На рассмотрение Госдумы РФ представлено два законопроекта, которые предусматривают значительные послабления государственного регулирования деятельности легких воздушных судов.

Казнь для регуляции

По словам авторов инициативы, законопроект разработан для реализации механизма «регуляторной гильотины» (то есть снятия ограничений) в сфере коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, выполняемых на легких воздушных судах. В пояснительной записке к документу отмечается, что малая авиация имеет высокую значимость для обеспечения транспортной доступности небольших городов и населенных пунктов, особенно в труднодоступных регионах.

«В России существует огромный спрос на услуги малой авиации, и реализация этого спроса повлечет за собой возникновение сопутствующего массового спроса на производство и техническое обслуживание в РФ легких воздушных судов, обеспечит развитие сети малых аэродромов, повысит ценность и значимость удаленных территорий», – уверены парламентарии.

При чем тут Калашников

Мнения об этой инициативе разные. Герой России Валерий Чухванцев, имеющий высшую квалификацию «военный летчик-снайпер», заявил: «Без малой авиации никак нельзя, она должна развиваться, для этого необходимо убрать множество административных барьеров, существующих сейчас. Я бы попробовал ее выпустить на волю. Это станет стимулом к развитию отрасли, сделает ее доступнее для людей».

По словам собеседника «ПД», ситуация двоякая. С одной стороны, надо убрать все, что мешает развитию отрасли, а с другой – необходимо пусть и минимально, но сохранить контроль, чтобы избежать перегибов и участия в полетах пилотов с недостаточной квалификацией. Проще говоря – найти золотую середину.

«Самолет или вертолет – это сами по себе дорогие игрушки. И если не будет массовости перевозок и производства, то со временем они станут еще дороже, то есть совсем недоступными. Ведь чем хорош автомат Калашникова? Он дешевый и массовый. А система отечественной малой авиации сейчас стала элитарной и в основном работает на богатых людей, – рассуждает Чухванцев. – В Советском Союзе вся страна была опутана небольшими аэродромами, откуда можно было добраться практически до любой населенной точки. Это способствовало развитию экономики и позволяло людям свободно перемещаться по стране за небольшие деньги, тогда это было доступно каждому и должно стать таковым вновь».

Военный летчик отметил, что многим людям, которые имеют достаточную квалификацию и, что называется, горят небом, сегодня просто не подобраться к нему. Чтобы получить коридор для полета, зачастую приходится пройти столько согласований, что уже и лететь никуда не надо!

«Я служил в Африке, там создана огромная сеть небольших аэродромов для малой авиации, которая постоянно находится в воздухе, это востребовано. Если у нас получится воссоздать эту систему, она будет работать во благо россиян», – считает Валерий Чухванцев.

По его словам, развитие малой авиации можно сравнить с целой хозяйственной цепочкой. Если пассажирские перевозки на небольших воздушных судах вновь станут доступными, начнет развиваться собственное производство авиационных двигателей и судов. А это новые рабочие места, налоги и снижение зависимости отрасли от зарубежных поставок.

Нет смысла

В то же время военный летчик напомнил, что в последние годы идет активное развитие санитарной авиации. Ярким примером в Северо-Западном регионе стала частная компания «Хели-драйв», на площадке которой, например, работает АО «Национальная служба санитарной авиации». Впрочем, ее специалисты относятся к возможным изменениям с большой опаской.

«В частности, в законопроектах указывается, что требования одинаковы как для малой, так и для большой авиации, что не совсем так. Различия есть, хотя можно дискутировать на тему их достаточности, – пояснил свою позицию заместитель генерального директора АО «Национальная служба санитарной авиации» Анатолий Дрожжин. – Как бы там ни было, необходимо четко понимать, насколько можно уменьшить требования к небольшим авиационным организациям. Главное – соблюсти ту грань, после пересечения которой говорить о безопасности полетов уже не имеет смысла».

Эксперт добавил, что существующие правила призваны обеспечить безопасность полетов и минимизировать возможные риски.

По мнению Дрожжина, внесение подобных законопроектов может быть связано с желанием отдельных лиц или организаций без существенных затрат на безопасность получить те же возможности, что и авиакомпании, которые вкладывают необходимые средства в выполнение всех установленных воздушным законодательством требований.

«Нет никакой гарантии, что после ухода из-под контроля Росавиации внутренний контроль будет в полной мере обеспечивать приемлемый уровень безопасности полетов. Это может привести к резкому увеличению авиационных инцидентов и авиационных происшествий», – заметил Анатолий Дрожжин.

По мнению специалиста, если и есть необходимость смягчения ряда правил для малой авиации, то такие изменения нужно проводить в рамках существующей подведомственности Росавиации и Минтрансу России, а также с их участием.

«В законопроектах декларируется, что принятие этих документов даст экономический эффект для роста отрасли и приток поступлений в бюджет. Но это маловероятно. Воздушные перевозки – вещь дорогостоящая, даже на маленьком воздушном судне. Скажем, себестоимость летного часа без наценки на Cessna-182 составляет около 20 тысяч рублей. Массовость использования таких полетов населением страны вызывает определенные сомнения. Далеко не все смогут позволить себе подобные услуги», – резюмировал Анатолий Дрожжин.

Отрасль вымрет как класс

Летный директор АП «РегионАвиа» Олег Соловьев считает: если Государственная дума РФ примет заявленные поправки, выполняющие авиационные работы профессионалы малой авиации вымрут как класс.

«Мы получим ту же ситуацию, как в такси, где так и не получилось избавиться от «чернофлажников», которые демпингуют цены. Все, кто работает официально по закону, не выдержат конкуренции перед более дешевыми и совершенно ненадежными деятелями», – сказал он.

Затраты тех, кто выполняет все необходимые требования, довольно велики. Это содержание самолетомоторного парка, подготовка и переподготовка персонала, аварийно-спасательная подготовка… По мнению Соловьева, саморегулируемые организации ничего этого делать не будут. Из соображений банальной экономии.

«Даже сейчас есть случаи, когда некие компании имеют один небольшой самолетик, а под его номером летают несколько бортов. А если ослабить контроль, мы получим воздушных «бомбил» и увеличение количества катастроф, – полагает он. – В 1990-е годы мы уже проходили что-то подобное. Запчастей нет, обслуживания и контроля нет, все – на русский авось».

Без небесных постовых

Пилот малой авиации Николай Мязин, у которого за плечами 12 тысяч летных часов и более 40 лет полетов, отметил: надеяться на то, что авиационные предприниматели будут эффективно заниматься саморегулированием и вести себя добросовестно, просто наивно. Даже самые ответственные из них, понимающие, что такое безопасность полетов, при отсутствии внешнего контроля быстро деградируют, уверен эксперт. 

«Все это приведет к человеческим жертвам и тяжелым последствиям для всей отрасли. В итоге полное госрегулирование вернется, да еще с излишним ужесточением, что на долгие годы поставит крест на развитии этой сферы», – убежден Николай Мязин.

По мнению эксперта, можно выделить три фактора против идеи саморегулирования малой авиации. Первый – плохое техническое обслуживание, полное упрощение необходимых предполетных процедур. Люди будут забывать, что воздушное судно – не автомобиль, который в случае поломки может просто остановиться у обочины. Второй – низкая квалификация. Большинство современных пилотов, получив вводную программу, считают, что у них за спиной выросли крылья, а значит, пора приниматься за работу. И третий – незнание летных законов и пренебрежение ими. А если не будет условного «гаишника», который пригрозит за нарушение, никто и вовсе не будет ничего исполнять.

«Остальные «сталинские соколы» вызывают даже не сомнения, а недоумение», – заключил Николай Мязин.

СПРАВКА:
Авторы законопроекта предлагают сделать так, чтобы коммерческие воздушные перевозки и выполнение полетов на легких воздушных судах стали возможными без получения сертификата эксплуатанта. При этом будет необходимо выполнить одно условие – состоять в профильной саморегулируемой организации. Напомним, что идея саморегулирования зародилась в России около 15 лет назад. Именно тогда подобный закон был принят для строительной сферы.

Добавить комментарий

Related Post

Водитель «предсказал» появление лосей на Горском шоссе — pesto-cafe.ruВодитель «предсказал» появление лосей на Горском шоссе — pesto-cafe.ru

Животные попали на видео. Примечательно, что прямо перед этим автомобилист рассказывает о них пассажирам В ночь на воскресенье, 2 августа, очевидцы заметили лосей, гуляющих по Горскому шоссе. Прогулка животных попала

Лайфхак от «Метриум»: Какие акции остались на рынке новостроек опосля самоизоляции — pesto-cafe.ruЛайфхак от «Метриум»: Какие акции остались на рынке новостроек опосля самоизоляции — pesto-cafe.ru

Эпидемия коронавируса и экономический кризис принесли покупателям новостроек не одни только трудности. Есть и положительные последствия: падение спроса подстегнуло изобретательность застройщиков, которые пошли навстречу клиентам и предложили разные акции –

В Петербурге на коронавирус за сутки обследовали почти 13 700 человек — pesto-cafe.ruВ Петербурге на коронавирус за сутки обследовали почти 13 700 человек — pesto-cafe.ru

Под медицинским наблюдением находятся 699 человек За последние сутки в Петербурге обследование на коронавирус прошли 13 698 человек. Врачи наблюдают за состоянием 699 человек, только 1 находится в обсерваторе, 358