Оставить цифровой след в искусстве: петербургские музеи осваивают NFT-токены и онлайн-билеты — pesto-cafe

Пугаться, что картины уровня «Джоконды» исчезнут с глаз посетителей и будут существовать только в цифровом варианте, не стоит

Художник Покрас Лампас представил в Петербурге уникальную арт-инсталляцию, которую оцифруют и создадут в виде NFT-трофея. О будущем таких экспонатов и цифровизации городских музеев узнал «Петербургский дневник».

ДВЕРЬ В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ПРИОТКРЫВАЕТСЯ

NFT-токен, или невзаимозаменяемый токен, напоминает валюту в сетевом мире. Это сертификат, который подтверждает право владения предметом и его уникальность.

Директор петербургского Манежа Павел Пригара в беседе с «Петербургским дневником» отметил, что этим летом выставочный центр откроет выставку группы Recycle. Значительная часть экспозиции, по словам Пригары, связана с цифровой реальностью в разных аспектах – дополненной и виртуальной реальности.

«Конечно, стоимость картины определяет ее концептуальность – именно то, что она существует только в цифровом формате. Сейчас появилась технология, которая позволяет сделать их уникальными. Конечно, подобные вещи открывают нам дверь в будущее: меняются способы восприятия произведений и работы с ними, ценность и подлинность. Эта дверь в будущее приоткрывается, но я не уверен, что она может определить магистральный путь развития искусства. Искусство – это многогранное пространство свободы и развивается в совершенно разных направлениях – техническом, интеллектуальном, художественном пространствах. Не всегда в истории искусства эксперименты являются удачными. Но они все равно значимы, в том числе в эстетической эволюции, для его восприятия мира. Это один из сигналов наступления новой реальности», – замечает эксперт.

«Коллекционирование уходит от материальности в сторону идентификации с определенным кодом. Особенность заключается в том, что человек, покупающий такую работу, идентифицирует себя как уникального правообладателя и может везде, где угодно, осветить судьбу этой работы, будь это анимация, какие-то отдельные визуальные или музыкальные произведения, – рассказала «Петербургскому дневнику» кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея Олеся Туркина. – В связи с этим событием происходит осмысление того, как меняется наш мир, когда нарастает количество визуальной информации. «Инстаграм» заменяет ландшафты, люди уже не смотрят в окно и не видят город, в котором они живут, поля, реки. Это их новая реальность, которую предсказывал Уильям Гибсон. Как мне кажется, в связи с таким взлетом изменится и ситуация на рынке. Уникальные произведения, к которым коллекционеры и музеи относятся как к сакральным, не упадут в цене и не будут конкурировать, а, напротив, поднимутся на новую ступень. Наверное, произойдет очень сильное изменение всего рынка».

По словам специалиста, сейчас в классических музеях появляются специальные отделы цифрового искусства.

«В классических музеях уже появляются отделы медиаарта, у нас в Русском музее есть отдел современного искусства. В рамках классического музея в таком отделе существует информация, которая будет храниться в облаке или на носителях, у нее будет четкий учет», – замечает эксперт.

Кстати, пугаться, что картины уровня «Джоконды» исчезнут с глаз посетителей и будут существовать только в цифровом варианте, не стоит.

«Это был бы самый страшный сценарий, это бы означало, что какие-то избранные люди имеют доступ к высочайшим произведениям искусства, а остальные довольствуются только цифровой копией. Естественно, все музеи мира выкладывают в высоком разрешении картины из своих коллекций для образовательных целей, но эти образовательные цели всегда ведут в музей», – добавила Туркина.

ИНТЕРНЕТ-РАДИО

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме рассказали «Петербургскому дневнику», что пока не развивают уникальные токены. Сейчас команда музея создает собственное интернет-радио.

«Главный проект этого года, который мы будем выпускать в сентябре, – радио «Фонтанный дом». Это проект полноценного интернет-радио с круглосуточным вещанием, лекциями ведущих специалистов не только по литературе, но и по всей культуре XX века, интервью на острые и актуальные темы, связанные с современной культурой, нашими архивными записями, которых в музее много, и нам очень хочется ими поделиться. Так, Михаил Мильчик рассказал о проблемах современной архитектурной реставрации. Также с нами сотрудничает Глеб Ершов, который ведет цикл лекций об авангарде, Валерий Шубинский рассказывает о Николае Гумилеве. Это целая плеяда очень хороших и известных специалистов. Поднабравшись опыта, мы мечтаем сделать из проекта полноценное приложение, которое можно будет скачать себе на телефон, узнать дополнительно о музейной коллекции и послушать передачу, когда это удобно пользователю», – отметили в музее.

Также там рассказали, как перешли на онлайн-систему продажи билетов и на работу со специальной системой, контролирующей сохранность экспонатов.

«Для улучшения нашей работы и сохранности предметов мы в этом году ввели систему цифровых логгеров, которые позволяют нам, например, контролировать в режиме онлайн 24 часа в сутки влажность, температурный режим во всех важных точках музея, связанных с хранением предметов. Сейчас на временной выставке в доме Мурузи находятся предметы из нашей коллекции, принадлежавшие Иосифу Бродскому. Нам удалось подсоединить цифровые логгеры к музею «Полторы комнаты» и мы можем увидеть, как хранятся наши экспонаты. Кроме того, несколько лет назад мы начали развивать электронную систему продажи билетов. Это помогло в период жесткого карантина, когда мы могли пропускать на экспозицию только по четыре человека одновременно. Это сильно упрощает нам работу, поскольку мы знаем, какие выставки интересны посетителям, а какие менее, мы видим все передвижения посетителя по музею», – отметили в Музее Ахматовой.

Источник: spbdnevnik.ru