Ученые МГУ совместно с иранскими коллегами изучили состав почв, которые образуются на осушенном дне Каспийского моря

Изменение состава почв, которые образуются на осушенном деньке Каспийского моря, изучили ученые МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) вместе с сотрудниками из Институт Тегерана (University of Tehran) Ирана. Работы выполнены по проекту РФФИ № 17-55-560006.

Спецы исследовали земли 2-ух главных участков, превратившихся из дна Каспийского моря в наземную местность около 70 годов назад в провинции Гомишан Ирана и 300 годов назад – на границе Калмыкии и Дагестана в Рф. Земли обеих территорий – солончаки со схожей кислотностью среды. Они содержат много солей, ядовитых для большинства растений.

– На юном участке наиболее засоленные грунтовые воды находятся на глубине 1,5 м, а на наиболее древнем участке – на глубине 2,5 м. В итоге в наиболее юных почвах лишь по содержанию мышьяка, фосфора и свинца мы нашли существенную дифференциацию. Содержание всех других изученных частей не изменялось по профилю почв. Земли же наиболее старенького участка кроме этих 3-х частей значимо дифференцированы по содержанию алюминия, кальция, кобальта, железа, калия, марганца, никеля стронция, титана, ванадия и цинка, – произнес исполнитель работ по проекту РФФИ, старший научный сотрудник географического факультета МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) Иван Семенков.

Таковым образом, уже через 60–70 лет опосля отступания Каспийского моря в суглинистых почвах обнаруживаются 1-ые следы дифференциации элементного состава, которые через 300 лет появляются еще ярче. При всем этом за 300 лет земли не успевают освободиться от легкорастворимых солей и остаются солончаками. Но уже возникает микрорельеф и комплексность растительного покрова, которые представляют отдельный энтузиазм для ученых.

Напомним, что снижение уровня Каспийского моря приводит к осушению широких территорий, на которых поселяется наземная растительность и начинается формирование почв. В процессе почвообразовательных действий из материнских морских пород формируются почвенные горизонты за счет скопления дерна в высшей части почвенного профиля и передвижения более подвижных веществ из высшей части в нижнюю. Анализируя серию галлактических снимков различных лет и радиоуглеродный возраст дерна исследователи узнавали, когда осушилась та либо другая земля и началось активное почвообразование.

На Прикаспийской низменности обширно всераспространено такое явление, как комплексность почвенного и растительного покрова. Оно обосновано наличием микроповышений глубиной 1-ые см и микропонижений, горизонтальные размеры которых составляют 1-ые единицы – 10-ки метров.

– В сухих степях и полупустынях даже маленькое количество доборной воды в почве способно приводить к формированию наиболее сомкнутого растительного покрова, что предназначает формирование почв, обогащенных дерном. Но с водой мигрируют и ядовитые для растений соли, накапливающиеся в замкнутых микропонижениях. Таковым образом, земли и растительность микропонижений и микроповышений абсолютно различаются. Но до сего времени непонятно, как стремительно и почему опосля отступания Каспийского моря ровненькая как стол поверхность приобретает микрорельеф, содействующий возникновению комплексности почвенного и растительного покрова, а материнские породы начинают преобразовываться в почвенные горизонты, – сказал Иван Семенков.

 

Результаты исследовательских работ размещены в журнальчике «Quaternary International». https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1040618220303049?via%3Dihub#ack0010

Источник: russia-on.ru