В Лас-Вегасе на шоу CES дебютировал беспилотник TRI-P4, созданный Исследовательским институтом Тойоты (Toyota Research Institute, TRI) на базе гибрида Lexus LS 500h. Весной он присоединится к парку тестовых аппаратов концерна в рамках развития автопилота в целом и систем Guardian и Chauffeur в частности.
беспилотник TRI-P4
Многочисленные «глаза и уши» в данном образце беспилотника упакованы куда изящнее, чем у предыдущих прототипов. Постаралась калифорнийская студия CALTY Design Research (дочка Тойоты), известная по таким концептам, как FT-1, Urban Utility, Concept-i и LF-1.
Выбор в качестве основы для TRI-P4 нового гибридного «эль-эса», по объяснению самой Тойоты, продиктован шасси, которое обеспечивает «более быстрые и в то же время плавные манёвры в беспилотном режиме движения».
Напомним, что тойотовская система Chauffeur обеспечивает самостоятельное движение автомобиля, а вот Guardian — это страхующий автопилот, он просто следит за обстановкой в фоновом режиме, когда водитель управляет машиной сам. Автоматика тут вмешивается в критических ситуациях (например, если человек уснул, или ему стало плохо, или он не заметил другой транспорт рядом).
Собственно, плавный и комфортный (по мере возможности) переход от слежения к перехвату управления, при необходимости, — это одна из задач, отработкой которой и заняты авторы прототипа TRI-P4. Оба увязанных между собой комплекса являются шагом вперёд по сравнению с автопилотом Highway Teammate 2015 года, который осваивал магистрали. Продолжающий эволюцию набор Chauffeur/Guardian умеет действовать практически в любой дорожной обстановке.
Управляющая электроника стала компактнее, к тому же размещена в вертикальном блоке, установленном за спинкой заднего дивана. Так что теперь в багажнике даже высвободилось место под поклажу. При необходимости обслуживания компьютерный блок откидывается назад.
Индекс P4 в названии прототипа говорит о том, что от платформ 2.1 и 3.0 автомобилей-предшественников разработчики перешли к четвёртой версии. Под платформой тут понимается не «тележка» самой машины, а комплект из «железа» (камеры нескольких видов, в том числе тепловые, лидары и так далее) и софта, обеспечивающего автономность. Все эти узлы, как и компьютер, получают питание от тяговой батареи гибрида, а простая 12-вольтовая выступает тут только в качестве резерва.
По сравнению с прежними прототипами здесь улучшена работа радаров, в частности, выросло поле зрения на ближних дистанциях, появились новые боковые камеры для дополнительного обзора и пара новых сенсоров переднего и заднего вида с широким динамическим диапазоном (то есть они хорошо различают объекты как на очень ярком свету, так и в полумраке). В то же время «мозг» всего комплекса увеличил быстродействие, он и сигналы с сенсоров считывает быстрее, и на смену обстановки реагирует проворнее, задействуя параллельно больше разных алгоритмов машинного обучения.
Общее число камер не озвучено, а лидаров тут восемь. Вместе с другими датчиками они обеспечивают сканирование обстановки вокруг автомобиля.
Интересно также, что одним экземпляром тойотовцы не ограничатся. Весной тойотовский исследовательский центр TMNA R&D Prototype Development Center в Йорке (Мичиган) начнёт сборку партии таких беспилотников на основе серийных «эль-эсов». Это позволит расширить масштаб эксперимента и ускорить отладку сенсоров, электроники и программ. Напрямую все эти узлы перенести на конвейерные машины было бы затруднительно, тут никакой дизайн не спасёт. Но опыт с TRI-P4 позволит в будущем внедрить на Тойотах и Лексусах более развитые системы автоматизированного вождения.
Источник: