Тренд на здоровое питание уверенно вошел в нашу жизнь. И с каждым днем спрос на продукты с чистым, правильным составом стремительно растет. Это касается и деревенской продукции, ведь она же «эко». Или «био»… Или «органик»?
Какой термин наиболее правильный и есть ли в них разница? Разбираемся прямо сейчас с помощью человека, который знает об этих тонкостях все, — Ильи Елпанова, основателя сервиса «Ешь Деревенское».
Органик
Органические продукты производятся без использования минеральных и химических удобрений, выращиваются на земле, которая уже несколько лет не возделывается традиционным способом, а для повышения урожайности применяют севооборот и специальные методы обработки грунта. Также важно, чтобы поблизости не было никаких вредных производств.
Это те продукты, которые не вредят здоровью. Чаще всего именно такую продукцию производят фермерские хозяйства, потому что они создают ее не в промышленных масштабах, а чаще под заказ, поэтому не добавляют ничего, что, например, повлияет на срок хранения молока, не вкалывают цыплятам гормоны, не обрабатывают продукцию радиацией. Животные в органическом производстве должны получать только органический корм (по большей части из своего же хозяйства) и не подвергаться воздействию гормональных инъекций и антибиотиков.
Допустимая норма неорганических компонентов в составе — не более 5%. Продукты не должны производиться на одной производственной площадке с неорганическими, их следует транспортировать в отдельной таре.
Коротко принцип органики можно выразить так: без вреда для окружающей среды, животных и человека. С наименьшим — по сравнению с другими способами производства — вмешательством человека в производство и конечный продукт.
Но помните: размещать этикетку «органический продукт» производитель имеет право только при наличии соответствующих документов.
Био
По большому счету биопродукты и органические — это одно и то же. Но какое-то время назад именно на этом слове маркетологи решили сделать акцент. Везде и всюду стали добавлять приставку «био» — ведь это означает «жизнь», и покупательский спрос, разумеется, увеличивался. Вместе с тем росла и цена.
Но все тот же ГОСТ уточняет: БИО — «продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками». То есть специальными веществами, стимулирующими микрофлору. А все прочие варианты — это креатив сотрудников соответствующих отделов и фантазии производителей, не основанные на каких-либо внятных критериях.
Эко
Сюда попадает все то, что причиняет минимальный вред окружающей среде. Например, экомолоко — потому что в биоразлагаемой упаковке. Это здорово, не поспоришь. Но молоко-то в ней самое обычное. Маркировка не подтверждает безопасность или особенную пользу для человека. Конечно, всем нам стоит обращать внимание на такие этикетки, но только в связи с тем, что надо позаботиться о нашей планете.
Натур
Это такой народный термин «натуральные продукты». СанПиН и ГОСТ по этому поводу молчат, а вот деревенские жители, напротив, активно агитируют в пользу своего, натурального. Что попадает в эту категорию? Тыква с грядки, яблоко с ветки, свежее молоко, мясо. Если на этикетке вы видите «натуральный кефир» или «натуральный сок», ищите мелкими буквами какие-нибудь приписки: «с добавлением сухого молока» или «восстановленный из концентрата».
Фермерский
Это опять же неофициальный вариант. Четких критериев здесь нет. Это в первую очередь происхождение продукта. Когда можно с точностью сказать, кто, где, из чего и как сделан этот продукт. Документально это можно подтвердить, только попросив поставщика предоставить бумаги о том, что он занимается фермерской деятельностью. В остальном — здесь все очевидно из названия. Это продукты, которые производятся небольшими хозяйствами.
Сейчас все эти понятия очень размыты, поэтому важно не впадать в крайности. Продукты из супермаркетов, не имеющие специальных маркировок и этикеток, безусловно, имеют право быть поданными к столу. Но важно помнить, что, к сожалению, далеко не все продукты с припиской «био» или «органик» являются таковыми на самом деле.
Источник: