26 января комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный ранее проект федерального закона № 1056530-7 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в рамках которого депутаты предложили передать автоматизированную информационную систему (АИС) страхования под контроль ЦБ РФ. По мнению комитета, создание единой базы под контролем Банка России может способствовать формированию дискреционных полномочий и коррупционной составляющей, как указано в тексте заключения на официальном сайте Госдумы.
Координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов считает, что пребывание АИС страхования под контролем оператора, учредителем которого будет Банк России, может повлечь сложности и противоречить миссии ЦБ.
«При текущей редакции законопроекта в руках оператора АИС окажутся большие объемы информации. Если тем или иным образом данные попадут в руки третьих лиц, они позволят создать монополиста супер-страховщика с конкурентным преимуществом перед другими участниками рынка», — отметил П. Шкуматов, — «Сегодня информация – ценнейший актив, кто ею владеет, тот владеет рынком. РСА юридически не может стать супер-страховщиком или законно передать важные данные третьему лицу, чтобы супер-страховщиком стало оно. Соблюден баланс интересов, поскольку учредители этой общественной организации — страховые компании, которые следят за сохранностью данных. Банк России же официально является регулятором страхового рынка, и его миссия не коррелируется с управлением базой. Закон в текущей редакции увеличивает всевозможные риски и может угрожать балансу на рынке страхования. Думаю, при создании АИС страхование, её оператором должен стать именно РСА».
Генеральный директор «Юджин Глобал Консалтинг» Илья Моргунов не видит очевидных поводов создавать новую систему:
«Может к уже работающей АИС ОСАГО 2.0 нужен дополнительный модуль, который будет ощутимо дешевле ещё одной базы. Хотелось бы получить больше информации по размеру планируемого ЦБ бюджета и его обоснование. Открыта тема уровня защиты от кибер-угроз, ведь утечка данных станет конкурентным преимуществом для желающих их украсть и продать. Зачем раскрывать внутреннюю информацию о договоре страхования, ведь правоохранители сами все узнают при необходимости? Да и есть ли мировой опыт, когда регулятор является оператором подобных систем?».
Тем не менее, очевидна необходимость применения риск-ориентированного подхода к оценке действий страхователей, особенно в условиях цифровизации и необходимости практически мгновенной онлайн оценки рисков и добросовестности. Страховой рынок должен работать на пользу потребителей. Нужна автоматизированная система динамической оценки добросовестности и оценки риска конкретного страхователя для предоставления этой информации самому страхователю и его контрагентам при заключении договора страхования.
Петр Шкуматов:
«Первичная информация, ставшая основой для расчета индивидуального коэффициента риска, должна предоставляться только самому страхователю и конкретному страховщику по его запросу. Массив первичной информации никогда и ни при каких обстоятельствах не должен покидать информационно или физически оператора. Важно, чтобы оператором системы стали именно коммерчески незаинтересованные организации, обладающие компетенциями по защите информации. Информационный массив первичных данных не должен передаваться третьей стороне целиком».
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что проект федерального закона № 1056530-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования» внесен на рассмотрение Госдумы в ноябре 2020 года. Решением Экспертного совета по законодательству о страховании при Комитете Госдумы по финансовому рынку представители Российского Союз Автостраховщиков (РСА) ведут переговоры по содержанию документа с Центральным банком РФ. Рассмотрение законопроекта Госдумой предварительно назначено на февраль. Тем временем представители экспертного сообщества опасаются, что законопроект в текущей редакции потенциально может нанести вред страховому рынку и страхователям.
Источник: