Нина Астафьева: Дягилев и Коллонтай – враги, революционеры, разрыватели шаблонов — pesto-cafe

Корреспондент «Петербургского дневника» – о странных сближениях

31 марта исполняется 150 лет двум выдающимся историческим деятелям – организатору балетных «Русских сезонов» Сергею Дягилеву и революционерке Александре Коллонтай. Две этих личности объединяло разве что начало биографий, но затем он стал едва ли не олицетворением русской эмиграции, она – лицом Советской России.

Дягилев родился в Новгородкой губернии, хотя в Петербурге у его семьи был особняк на Фурштатской, 15. Брал частные уроки музыки у самого Римского-Корсакова, но учиться пошел на юридический факультет. Первую популярность завоевал еще в XIX веке, организовав в Петербурге несколько художественных выставок, потом служил в Императорском театре, но наибольшую славу ему принесли «Русские сезоны» в Париже, Лондоне, Монте-Карло, США. С началом Первой мировой войны организовывать гастроли стало все сложнее, а потом и сам Дягилев охладел к балету. Умер он в 1921 году, когда государственная карьера Коллонтай, напротив, только начиналась.

Она получила образование дома. Именно домашнее обучение языкам определило дальнейшую карьеру Коллонтай. Впоследствии она стала первой в мире женщиной-послом, да еще в самые лихие годы, когда разгоралась Вторая мировая война. До революции налаживала связи с европейским пролетариатом, а первым ее действием после октября 1917-го стало создание Коллегии по охране материнства и младенчества. Потом она отдала много сил борьбе за женское равноправие, ликвидации безграмотности, с 1922 года начала свое служение дипломатии, в 1930-м стала послом в Швеции. Одним из главных ее достижений стало спасение Ленинграда от вторжения шведских войск, собиравшихся оказывать помощь финнам, в ходе Зимней войны.

В юбилейный год о них не забыли. В Музее политической истории проходит выставка, посвященная Александре Коллонтай, а на сайте музея можно посмотреть фрагмент экскурсии куратора выставки Евгении Лавровой о встрече Коллонтай и Матильды Кшесинской. Встреча была не очень теплой: балерина обвиняла большевичку в том, что та присвоила ее горностаевое пальто.

А выставка о Дягилеве «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» в Музее театрального и музыкального искусства открылась еще в ноябре 2020 года, в самый разгар пандемии, но это не помешало задействовать в ней 26 различных собраний. Свой вклад внесли Мадрид, Руан, Турин, не говоря уж о Париже. Кроме того, к юбилею великого антрепренера «Русские сезоны» в партнерстве с Русским музеем подготовили уникальный концерт-посвящение «Дягилев. 150» с легендарными балетными постановками, симфонической музыкой, а также письмами и воспоминаниями о первых «Русских сезонах». Съемки проходили в Мраморном дворце Русского музея.

Источник: spbdnevnik.ru