Популярный барабанщик рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева, как любовь к ритму объединяет наши страны.
— Сегодня барабаны в Баку, как и в Москве стали довольно модным увлечением. Многие люди ходят на краткие курсы, чтобы освоить игру на начальном уровне. Пожалуй, это можно сравнить с тем, как все поголовно были увлечены гитарой в 60-е. Как Вы полагаете, с чем это связано? Расскажите немного о своей преподавательской деятельности.
— Главное в музыке — это ритм. И могу сказать, что без ритма, ни один музыкальный инструмент не сможет показать перформанс. Я бы даже сказал, что ритмы заставляют человека вырабатывать адреналин. И вообще XXI век можно смело назвать веком Ритма. А что касается преподавательской деятельности, конечно же, мы после себя должны оставить след и передать эстафету новому поколению. Поэтому два раза в неделю я занимаюсь со своими учениками, а в остальные дни недели репетирую со своей музыкальной группой. Мы всё время в поисках новых идей.
— Согласны ли Вы, что музыка довольно точно передают темперамент и даже то, что называют душой нации? Насколько точно, на ваш взгляд, барабаны передают душу Азербайджана?
— Музыка – это состояние души. Зритель питается музыкой. Более того, зритель нуждается именно в той музыке, которая волей неволей его завлекает, заставляет его поднять руки и станцевать. То есть музыкант должен уметь передавать положительную энергию своему зрителю. У каждой нации есть свои ритмы, присущие только им. И когда зритель слышит ритмы своей нации, он, даже не зная, данную композицию, понимает, что это ритмы его нации. Так же, как и барабаны целиком и полностью передают душу Азербайджана.
— А с чего началось Ваше знакомство с музыкой и как Вы для себя выбрали инструмент?
— Когда мне было лет 8-9, я, как и все дети, стучал по разным предметам, которые издают звуки. Я делал это руками либо палочками. Со временем эти звуки стали для меня родными, и мои родители, заметив мой интерес к этому, записали меня на уроки ритма. Это были мои первые шаги в мире ритма – с ударными музыкальными инструментами. К сожалению, школы дарбуки у нас в то время не было, и я выучился играть на азербайджанском национальном ударном музыкальном инструменте нагаре. Но прошло время, и моя мечта играть на дарбуке исполнилась.
— Вы учились профессиональной игре на дарбуке в Турции. А есть ли композиторы или другие исполнители, которых Вы по факту считаете своими учителями? Есть ли среди них россияне?
— Вы правы, я прожил в Турции целых шесть лет и многому научился от турецкого виртуоза дарбуки, всемирно известного музыканта Ахмета Мисирли. Я считаю его своим учителем и я, как и мой учитель, не люблю сидеть сложа руки. Я постоянно работаю над собой. Но есть и другой мастер игры на дарбуке. Это индийский музыкант Закир Хусейн. И у него я многому научился. Что касается России, в столице Москве есть мои друзья, профессиональные исполнители. Это Андрей Танзю и Кирилл Офицеров. А также, есть у меня ещё один друг, очень талантливый музыкант Хейрулла Додабаев, уроженец Таджикистана, с которым я познакомился на международном фестивале в России. Я не раз делил одну сцену с этими людьми и был в восторге от их профессионализма.
— Кстати, Вы уже традиционно принимаете участие в масштабном международном фестивале «Барабаны мира», который этим летом уже 16й раз будет проходить в Самарской области. Расскажите, пожалуйста, о своем участии в этом мероприятии.
— Впервые меня пригласили выступить вместе с моей группой. Несмотря на то, что это было наше первое выступление на фестивале, мы вышли первыми на сцену, то есть по факту открыли фестиваль. Это очень большая ответственность, но мы справились. Нас приняли с большой теплотой. Следующие три года я приезжал уже в качестве педагога: в течение недели я давал мастер-классы любителям ритма, а затем еще два дня выступал с концертами на одной сцене вместе с музыкантами, приехавшими из разных стран мира. Проект действительно грандиозный, я от всей души благодарю его директора Марину Ерофееву за приглашение и отличную организацию. Кстати, хочу отметить, что в организацию этого фестиваля немало труда вложил и наш соотечественник Юсиф Маилов. Но, к сожалению, несколько лет назад, возвращаясь с концерта, он погиб в ДТП. Руководство этого замечательного фестиваля помнит Юсифа и каждый год приглашает его родителей Сируз-бека и Солмаз-ханум на фестивали. Это очень трогательный жест.
— Вы в целом имеете довольно серьезный опыт выступления, в том числе за рубежом. Как Вас принимают в России?
— В России у нас были очень яркие выступления как с восточными, так и с национальными инструментами. Я считаю, что за рубежом, при выходе на сцену, музыкант должен приветствовать гостей своей национальной музыкой. Тогда зритель знакомится с чем-то новым и заинтересовывается, прислушивается. Я заметил, что россиянам очень интересно слушать азербайджанскую музыку. Я даже узнал, что они находят нашу музыку очень сложной, глубокой, необыкновенной, и многие даже хотели бы изучить нашу национальную музыку, а также научиться играть на барабанах. С этой точки зрения я думаю, что россиянам нравятся именно сложные и необыкновенные композиции. Я очень счастлив, что смог привлечь внимание своими композициями.
— Считаете ли Вы факт того, что азербайджанскую музыку так тепло принимают в России, свидетельством духовного родства наших народов?
— Я думаю, что нигде нет более близкого духовного родства, чем между Россией и Азербайджаном. Оба народа имеют высокую культуру. Оба миролюбивы. И, конечно, нас объединяет многолетняя дружба и любовь к музыке.
Источник: