Владимир Фролов: радикальная прямота модернизма — pesto-cafe

Главный редактор журнала «Проект Балтия» рассказал про изменения в Петербурге

Петербург не перестает меняться. Недавно на Васильевском острове было снесено здание зодчего Давида Бурышкина 1949 года постройки, служившее корпусом «Ленэкспо». И вся территория бывшей выставочной Мекки демонтируется сейчас ради нового жилья. Трансформация требует жертв.

В марте были обнародованы результаты конкурса на проект ЖК на месте пока еще существующего Ленинградского дворца молодежи. Угроза нависла и над аэровокзалом Пулково-1. Правда, из-за ослабления туризма, возможно, шедевр Александра Жука минует злая судьба. Почему же постройки XX века оказываются такими недолговечными?

Оговоримся: разрушения происходят и в Старом городе. Даже твердый охранный статус ничего не гарантирует на сто процентов. Как засвидетельствовал историк архитектуры Андрей Ларионов (КГИОП), участник состоявшейся 24 марта в Design District DAA дискуссии «Старый Ленинград – новый Петербург», здания и сооружения послевоенного советского периода законодательно защищены крайне слабо, а наследие модернизма до недавнего времени не охранялось вовсе. Только в 2022 году ведомство занялось планомерной работой по выявлению среди них памятников архитектуры (первыми названы здание Театра юных зрителей, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, 5-й корпус ЛЭТИ на улице Профессора Попова, а также здание яхт-клуба на Петровской косе).

Скажете, что так было всегда, что XIX век сносил XVIII, а XX – своего предшественника. И теперь то же. Естественное неприятие сменяющихся поколений. Вот и историк Анна Броновицкая, соавтор недавно вышедшего путеводителя по ленинградскому модернизму, напомнила в ходе той же дискуссии о нелюбви советских архитекторов к буржуазным эклектике и модерну. Все это верно. Однако эпоха эпохе рознь. Дело в том, что модернизм был грубоватым, тяжеловесным, неудобным, но честным. Его делали идеалисты. Иногда их идеализм граничил с безумием. Сегодняшний век «новой нормальности» не терпит такой радикальной прямоты. Ни функционально, ни эстетически. Как однажды написал турецкий писатель Орхан Памук, «в обществе, где слишком много демонов, демону модернизма приходится трудно». Впрочем, это сказано о литературе. Что же касается архитектуры, то вот его другие слова: «Снесенные дома доставляют нам боль и приводят к потере памяти, но в конце концов именно они рождают в людях мечты». Когда в Великую Отечественную немцы бомбили город, архитекторы Ленинграда рисовали новый. Проходит время – и мечты становятся реальностью.

Источник: spbdnevnik.ru